Блог: статьи

Кристально чистый вектор

Дмитрий ЖуковАвтор: Дмитрий Жуков
6 марта 2006

Наверняка многие из вас активно используют растровые эффекты Blur и Feather, чтобы делать красивые блики и тени. Всё бы хорошо, но, чтобы растрировать такую картинку в большом разрешении, надо или сразу задавать большое разрешение растровых эффектов, или увеличивать саму картинку в Illustrator’e. Описанные ниже нехитрые приемы помогут вам избежать всей этой возни и создавать современные, красивые и легко масштабируемые иконки, да и не только иконки, не используя растровые эффекты.

Растр
Растр

Вектор
Вектор

Основными инструментами в наших изысканиях станут Opacity Mask и самые обычные градиенты: линейный и радиальный. Для корректного отображения масок необходимо, чтобы чёрный цвет был действительно чёрным. Будьте бдительны.

БолванкаВсё всегда понятнее на примере. Сегодня в качестве того самого примера нам будет служить инопланетянин, напоминающий бритый хищный кактус. Рекомендую не делать expand комплексным объектам — составляющие части вам ещё могут пригодиться. Сначала мы должны подготовить болванчика и подготовиться сами. Так как нам потребуется делать сплющенные радиальные градиенты, надо включить Scale Strokes & Effects.

Scale Strokes and Effect

«Кактус» получился очень милый, лёгкая фалличность формы только придает ему очарования. Планка у нас высокая: нам надо сделать его не просто красивым, а супермоделью среди соплеменников!

Начнем с бликов. Берём окружность, которая формирует верхнюю часть туловища. Копируем её два раза и делаем из неё объект с маской такой же формы. На маску кладём радиальный градиент от чёрного к белому так, чтобы было красиво. Центр градиента надо сместить немного вниз. Для усиления эффекта рекомендую сменить Blending Mode с Normal на Color Dodge или Screen.

Верхний блик

Теперь надо добавить немного объёма в области рта. Берём часть туловища с необходимой нам областью, копируем. Делаем этому объекту радиальную маску от белого к чёрному, сжимаем её по вертикали так, чтобы градиент из радиального превратился в эллиптический. Если этого не произошло, смотрим на полстраницы вверх, ругаем себя за невнимательность и включаем Scale Strokes & Effects.

Блик вокруг рта

Для дополнительной задорности добавим лёгкий отсвет снизу тушки. Для этого используем ту самую нижнюю часть с маской, на которой лежит линейный градиент.

Нижний отсвет

Добавим немного выразительности глазам. Положим вокруг них тени. И опять маска с градиентом от белого к чёрному приходит нам на помощь.

Кладем тени над глазами

Инопланетянин — не астральное тело, а потому должен отбрасывать тень. Я должен раскрыть все секреты, поэтому мы сделаем два варианта тени. Тень от стоящего объекта (cast shadow) и лежащего (drop shadow).

Для первого варианта нам потребуется две окружности одинакового размера, одна из которых станет маской для другой. На маску кладём радиальный градиент от белого к чёрному. Далее вся эта конструкция сжимается по вертикали. Чтобы тень не сливалась с нижней частью инопланетянина, добавьте тонкую полоску тёмного цвета внизу или обводку по всему периметру.

Первый вариант тени

Второй вариант несколько сложнее. Первым шагом делаем объект в форме тушки чуть большего размера без рта с маской такой же формы. На маску кладётся горизонтальный линейный градиент чёрный-белый-белый-чёрный. И сдвигаем наш новый объект вместе с маской чуть вниз и вправо.

Второй вариант тени, шаг 1

К сожалению, Illustrator не позволяет создавать маски для маски или двойную маску для одного объекта, а использовать Mesh Tool, признаться, не очень хочется. Поэтому прибегнем к военной хитрости. Объект из предыдущего абзаца мы объединим в группу и… О чудо, для группы мы можем создать новую маску. Чем мы сейчас с успехом и воспользуемся. В маске необходимо создать прямоугольник с вертикальным линейным градиентом чёрный-белый-белый-чёрный. Положение ползунков подбирайте на своё усмотрение.

Второй вариант тени, шаг 2

Внимательный читатель воскликнет: «А как же рот?». Ротовое отверстие тоже должно быть видно на тени. Конечно, оно там будет. Для этого, не выходя из режима редактирования маски, делаем окружность чуть больше ротовой выемки. Кладём на неё уже хорошо известный и полюбившийся нам радиальный градиент.

Второй вариант тени, шаг 3

Напоследок надо навести чуть-чуть лоска. Подправить глаза, добавить зубов и кислотную слюну.

Злой инопланетянин

Самые пытливые умы скачивают исходник. Рядовым любителям инопланетян предлагаю архив с иконкой (Windows & Mac OS)

Условия использования

Данные материалы можно использовать в некоммерческих целях, с обязательным указанием автора.

Комментарии

вот при первом взгляде, да вектор рулит, но, при ближайшем расмотрении мне например кажеться что это не тень, а барельеф, видимо из за визуального обмана создаваемого за счет границей конца градиента (тени) и bg…может имеет смысл создавать дополнительный слой с другой тенью, ну может с более сильным ускорением градиентом но меньшей длинной… :) если понятно выразился….

Ответить tim, 6 марта 2006

Чтобы добиться большей схожести стоит подвигать центральную точку (верхний ползунок). Данная статья подразумевает самостоятельное изучение данного вопроса.

Ответить joukov, 6 марта 2006

А все-таки почему не шейпы в Шопе?

Ответить Sergofan, 6 марта 2006

Photoshop — растровый редактор, не предназначенный для работы с вектором. Работа с шейпами в фотошопе медленная и неудобная. Говорю об этом с полной ответственностью, так как переходил от Corel Draw к Illustrator через фотошоповские вектора.

Ответить joukov, 6 марта 2006

Могу добавить, что в данном случае была поставлена задача сделать неограниченно масштабируемую, переносимую векторную картинку. Даже растровые эффекты Illustrator’а намеренно не использовались. Какой тут может быть Photoshop?

Ответить yegor, 6 марта 2006

Егор, все эти ухищрения с масками оправданы для создания достаточно примитивных объектов.
Например пустить размытый контур по s-образной обводке без feather та еще морока даже для особо усидчивых. К тому же количество векторных объектов здорово увеличивается, что негативно сказывается на производительности – через сутки не всегда вспомнишь в какой маске крутить чтобы что-то изменить.

Ответить Юрий Мезенцев (mezich), 7 марта 2006

Вообще, это я писал, а не Егор. Морока еще та, но морока очень дисциплинирующая. Если сводить все к простым объектам, то потом не надо будет судорожно искать к чему относится какой градиент.

Безусловно все описанные методы не подразумевают беспрекословное применение с момента опубликования. Я сам использовал, использую и буду использовать Feather и Blur. Описанные методы хороши, когда тебе надо отдать клиенту векторную иконку (в pdf, к примеру), чтобы он ее сам где-то использовал (читай растрировал), в том числе в печатной продукции.

В пользу моих методов еще играет медленная работа растровых эффектов.

Ответить joukov, 7 марта 2006

Ну вот к примеру есть векторно-растровый редактор Macromedia Fireworks. Который, конечно, не подойдет, если на выходе нужен вектор. Но вот для рисования экранных иконок – имхо это идеальное средство. Т.к. контроль над растром имеется без отрыва от вектора (т.е. можно поправить неудачно отрастрированный пиксел смещением точки в кривой вектора).

Ответить Андрейка, 7 марта 2006

Основной вопрос данной заметки — использование масок в Adobe Illustrator, а не преимущества одного графического редактора над другим.

Что за невнимательность такая?!

Ответить joukov, 8 марта 2006

Хороший туториал!
Только у меня возник один вопрос:
Как сделать чтобы маска для какого-нибудь объекта имела мягкие края, не прибегая при этом к effect->stylize->feather? Как вы добивались этого в своем туториале?
спасибо.

Ответить Morgan, 12 марта 2006

Градиент!

Ответить joukov, 13 марта 2006

Градиент и использовался.
Я разобрался, проблема была в том что черный в градиенте был 100% K. То есть из grayscale нужно было перевести в что-нибудь другое, например в RGB.

Ответить Morgan, 13 марта 2006

Друзья, юзайте Xara! Мало того что работает она быстрее в 10 раз, так еще и все эти вещи делаются очень просто и легко. И даже не такие.

смотрите: http://www.xara.com/gallery/

это все — вектор, и большинство эффектов достигаются при помощи градиентных прозрачностей, делать которые легко и удобно.

на мой взгляд, использовать Илл для рисования таких вот вещей — трата времени и сил.

Ответить Валентин, 28 марта 2006

Уважаемый Валентин, скажите, вы умный? А может, вы думаете, что в Turbomilk собрались туповатые дизайнеры, которые кроме Illustrator’a ничего не видели и видеть не хотят?!

Заметка, к которой вы оставили комментарий, описывает методику замены растровых эффектов векторными в конкретном продукте. Вы видели призывы использовать именно Illustrator?! Нет! Потому что их там нет.

Теперь о жизни. Adobe Illustrator — медленный, не очень удобный продукт с большим количеством совершенно невероятных ошибок. Мы используем его не от хорошей жизни. Все остальные векторные редакторы или не подходят для наших целей или просто еще хуже. В XaraX волшебным образом совмещается и то и другое. Да и версии для MacOS попросту нет.

Ответить joukov, 28 марта 2006

Уважаемый Дмитрий, насчет туповатых дизайнеров ни слова мною не было сказано. Заметка же называется «кристально чистый вектор», а не «как сымитировать растровые эффекты в Иллюстраторе». Поэтому я решил, что, возможно, вы не пробовали Xara для создания иконок и написал свой комментарий.

На мой взгляд, описываемое изображение в Xara проще создать и проще редактировать. Если вам это интересно, могу показать, как.

Скажите, а что у вас за цели, для которых Xara не подходит?

Версия под Мак в разработке.

Ответить Валентин, 30 марта 2006

Валентин, в самом начале заметки Дмитрий ставит цель избежать необходимости использовать Illustrator для масштабирования готовой картинки. Таким образом, была поставлена задача получить в результате переносимую векторую картинку, не привязанную к конкретному инструменту, будь то Illustrator, Xara или что еще угодно. Если вы умеете в Xara нарисовать инопланетянина, чтобы в результате получился компактный, переносимый и неограниченно масштабируемый EPS, пожалуйста, покажите, как.

Xara не подходит для создания миниатюр ввиду отсутствия режима Pixel Preview. Очень также не хватает дерева объектов и групп. Да и стабильностью работы не отличается, хотя в этом пункте еще неизвестно, кто кого.

Ответить yegor, 1 апреля 2006

Хорошо, я вам покажу. Xara умеет делать EPS, PDF, а так же SWF и CMX — так что цель достигнуть можно. Сделаю туториал и позже выложу сюда ссылку.

Зачем pixel preview? В размере 100% показывается точно то, что получится при рендеринге. Или нужно что-то еще?

Насчет стабильности позволю себе не согласиться — за мой почти десятилетний опыт пользования этой программой падала она раза два. То есть — почти никогда. Сравнивать с ней Иллюстратор просто смешно.

Ответить Валентин, 4 апреля 2006

Валентин, мы будем ждать. Только убедитесь, пожалуйста, что при экспорте Xara не сконвертировала градиенты в миллиарды плоских форм. Такой результат засчитан не будет, ибо это не спортивно.

Pixel preview нам нужен, потому что мы старые, больные люди, еще в детстве испортившие себе зрение CGA-мониторами. 100% нам недостаточно. 400% — гораздо лучше. Можно, конечно, использовать какой-нибудь magnifier, но это все же не далеко не то. Бывает очень удобно видеть растеризованную картинку в масштабе 400%, и в том же окне редактировать ее векторную основу, глядя на включенные Edges.

Ответить yegor, 4 апреля 2006

Господам спорщикам советовал бы обратиться по адресу http://www.xaraxtreme.org/ — разработка Open Source версии под альтернативные платформы.

Ещё не идеал, но уже претензия!

Ответить /lekcyc lllumukcyc, 13 апреля 2006

К концу скачек настроение на трибунах накалилось, в буфете закончилась газировка. Господин Кактус, злобно пыхтя и, ежесекундно сплевывая, подбирался к корзине, — я вам щас покажу-у превью, щас я вам задам тако-о-ой оверпринт, щас я вас та-а-ак отрастри-и-ирую!!!, — переливаясь из пурпурного в ядовитую зелень, закричал он, масштабируясь до восьмиста процентов, подскочил и, хватая раззинутой пастью воздух, испустил маленькое белое облачко.

На трибунах в одно мгновенье установилась тишина и на табло засветилось — The alias «alien.ico» could not be opened, because the original item cannot be found.

Delete Alias | Fix Alias… | OK

Ответить олежа, 17 мая 2006

Валентин на личном опыте поняв(для себя) что ксара хорошая векторная программа для рисования с планшетом… но в остальном смысла использования ее я не вижу..у продукции адоб совместимость между продуктами… а ксара чистый пдф как илл создать не может (от наличия артефактов до ошибок в постскрипт и невозможности открытия файла)…

Ответить dan, 9 июня 2006

Я новичок в Illustrator, и возможно заблуждаюсь.. Но изучая ваш туториал я нашёл возможность создание нескольких масок видимости для одного объекта. При редактировании маски вы можете сделать несколько её копий, которые могут накладываться друг на друга с разными значениями Blending mode и Opacity. Могу выслать исходник.

Спасибо за полезный туториал.

Ответить Владимир, 20 октября 2006

Pixel preview в Ксаре есть. Только реализован он атипично – через инструмент Live effect tool.

Ответить fanex, 16 марта 2007

Не вижу смысла в маскировании, когда
все выше перечисленое можно сделать
с помощью gradient mesh и простого
градиента радиального.

Ведь все равно для печати
изображения, содержащие и маску, и
градиент, и сетку надо растрировать.

Ответить bjuro, 24 мая 2007

я сама много и часто рисую иконки в илле. способов создавать такие объемы там много, этот – один из них. я его для себя сама открыла некторое время назад, и использую с успехом для решения определенных задач. не всех. но иногда он – самый подходящий. автор не утверждал, что это – панацея. но настоящее мастерство – это когда умеешь легко комбинировать различные приемы, и получать желаемый вариант. зачет автору.
а вот чем лично для меня ни одна векторная прога не заменит илл, так это смарт-объектами. я только и делаю, что переключаюсь туда-сюда из шопа в илл, чтобы редактировать иконки в илле, и воспринимать их в интерфейсе, созданном в шопе.. понимаете о чем я? )))

Ответить tata, 22 августа 2007

Спасибо, очень полезная статья.

Ответить jelubya, 24 августа 2007

Прочитав комментарий Юрия Мезенцева о мороке с размытым контуром по s-образной обводке без feather заинтересовался. А действительно, как это сделать в Люстре?
(Просто, последнее время хочу отойти от использования эффектов.)
Подскажите/покажите?

Ответить Гостинец, 12 декабря 2007

По идее задать достаточно произвольный конутр можно при помощи GradientMesh’а сделанного из радиального градиента.

Если честно не вижу большого смысла в этом деле. Статья про «Кристально чистый вектор» — это больше эксперимент, нежели реально используемая технология.

Ответить joukov, 12 декабря 2007

Спасибо, Дмитрий.
Прочёл третью часть о коническом градиенте. Признаюсь, честно, прочёл только что, поэтому, на практике ещё не проверил.
Скажите, Дмитрий, вот смотрю на рога у кибер-бычка и любопытствую, как вы делали ему рога? Мешем?
(Итересно, есть ли более простой способ создания таких «извилистых» градиентов.)

Ответить Гостинец, 17 декабря 2007

В реальности, конические градиенты делать очень быстро и просто. Вообще такую технику стоит использовать, когда оно действительно необходимо. В остальных случаях, те же рога, просто использовать Feather или любой другой прием, к которому именно вы привыкли. Ведь в жизни приходится рисовать не как правильно, а как быстро и красиво.

Ответить joukov, 17 декабря 2007

Да, вы правы.
Меня лишь удручает то, что использование фильтров заметно нагружает компьютер, когда открываешь или просто работаешь с таким файлом.

И к тому же, порой я предполагаю, что есть обходные пути. Ну, как например, для создания мягкой тени приходится создавать сложную маску прозрачности, внутри которой находятся несколько копий одного и того же объекта, но с разными направлениями градиента и параметрами наложения (смешивания).

Какие настройки растеризации вы посоветовали бы выставить?
И правильно ли я понимаю, что стоит во время работы использовать одни, а при сохранении в растровый формат — другие?

Может быть вы могли бы мне посоветовать хороший ресурс (допустимо, и с материалами на английском языке), где можно найти уйму информации об использовании «обходных путей» заместо стандартных фильтров?

Буду очень признателен вам.

P.S. К сожалению я не владею немецким языком, а жаль, наверное тот немецкий сайт, на который вы ссылались в одной из заметок, достаточно информативен.

Ответить Гостинец, 17 декабря 2007

Да, нехватка времени — серьёзная проблема.
Спасибо, я воспользуюсь вашим советом присмотреться к блендам.
Обязательно прочитаю статью Егора. Уже нашёл её и сейчас она открыта в отдельной вкладке.
Примите мои соболезнования ещё раз. Согласен, что времени на чтенеие профильной литературы может и не быть достаточно, но уделять этому часть своего свободного времени не мешало бы любому профессионалу.
Надеюсь, что вы шутите об отсутствии времени, иначе было бы странным видеть в вашей статье заметки о немецком сайте.

Ответить Гостинец, 28 декабря 2007

Дело в том, что нам в Турбомилке в основном приходится работать в жанре цифровой миниатюры. В нашем случае растровые эффекты более чем подходящие. Времени на исследование ради исследований сейчас нету.

Вам лично советую присмотреться к блендам, возможно это будет то, что надо.

Насчет растеризации, могу посоветовать прочитать статью нашего великолепного Егора про растеризацию. Она актуальная и для CS3.

Практически всю инфрмацию по иллюстратору я получаю методом тыка — читать тоже нет времени.

Ответить joukov, 18 декабря 2007

Напишите комментарий

Вы можете использовать ваш twitter или facebook. Для этого вам нужно будет авторизоваться на одном из этих сайтов, после чего вы сможете оставлять комментарии.

Connect with Facebook

Если у вас есть OpenID (например, myopenid.com), воспользуйтесь им для авторизации.

Авторизуйтесь при помощи аккаунта Турбомилк. Вы также можете зарегистрироваться на нашем сайте.

Закрыть