Блог: статьи

Дизайн пиктограмм по Каплину

Егор ГилёвАвтор: Егор Гилёв
19 августа 2004

С несказанным удивлением я обнаружил, что революция, которую мы так долго ждали, свершилась аж год назад. В России издана первая книга, посвящённая «дизайну компьютерных пиктограмм».

Обложка

К сожалению, я не нашёл в книге цифру тиража, так что остается только догадываться об оценке издателями размера потенциальной аудитории. Хотелось бы надеяться, что в стране действительно наберётся несколько тысяч дизайнеров, хотя бы интересующихся этой узкой областью (число подписчиков ЖЖ-сообщества ru_icons едва-едва превышает тысячу человек).

Впрочем, не в количестве счастье. Попробуем разобраться, что должна собой представлять эта самая потенциальная аудитория, ради которой книга переведена и издана на качественной бумаге, с цветными иллюстрациями и в твёрдой обложке. Для этого оставим словесный портрет идеального русского читателя книги Стива Каплина (далее — Читатель).

Читатель, по всей видимости, не имеет большого опыта работы на компьютере. Во всяком случае, у него не было возможности ознакомиться с интерфейсами графических приложений. Иначе непонятно, зачем львиная доля книги заполнена фрагментами этих интерфейсов, снабжёнными пространными описаниями: «Пиктограмма Crop (Вырезать) сейчас широко используется и является легко понимаемой. Она выглядит как два пересекающихся угла, с диагональной линией между ними…». К сожалению, увеличенные примеры пиктограмм выглядят совершенно ужасно — пиксели размыты. Зато все картинки цветные и бумага глянцевая, на ощупь приятно.

Читатель, следуя моде компьютерной богемы, относится с легким презрением к компании Microsoft, и глубоко уважает Apple. Вместе с автором книги Читатель негодует, поймав софтверного гиганта на воровстве: «Windows по большому счёту скопировал интерфейс Macintosh, используя те же самые окошки с линейками прокрутки…». Это неважно, что тот же автор выше пишет, что графический интерфейс родом из исследовательского центра компании Xerox. Конечно же, Джобс просто творчески позаимствовал интересную идею, а вот Гейтс её нагло украл. Автор приводит вещественные доказательства — «пиктограммы из панели управления, одинаковые как на Macintosh, так и на Windows». Действительно, сюжеты многих пиктограмм идентичны. К сожалению, автор не предлагает другого способа нарисовать пиктограмму, например, для настроек мыши, кроме как изобразить собственно саму мышь.

Да и вообще, прямо скажем, авторских работ и идей книге явно недостаёт. Оно и неудивительно: судя по всему, художник-фрилансер Стив Каплин, лауреат ряда престижных наград, никогда не специализировался в разработке графики для пользовательских интерфейсов.

Как мы уже выяснили чуть выше, Читатель не имеет большого опыта работы на компьютере. Однако он уже жаждет сменить стандартные системные пиктограммы на что-нибудь неординарное. Например, поставить вместо них портреты Бивиса и Батхеда. Подобным иконкам «на любой вкус» посвящена целая глава книги. Впрочем, ничуть не менее интересна следующая глава, посвящённая пиктограммам в Интернете. Как говаривала Алиса в стране чудес, «все чудесатее и чудесатее». По мнению автора, «Интернет имеет два преимущества по сравнению с приложениями и операционной системой: пиктограммы могут быть любого размера и они могут двигаться». Вероятно, благодарный Читатель книги после прочтения этой главы должен украсить свою веб-страницу анимированным Гомером Симпсоном, или, на худой конец, вращающейся банкой 7Up (примеры — из книги).

Впрочем, не будем торопиться с выводами. Даже если вы не нуждаетесь в 50-ти мелованных страницах, испещрённых пиктограммами из различных интерфейсов, преимущественно графических приложений, уважаете Microsoft и равнодушны к Apple, полностью удовлетворены стандартными системными пиктограммами и ненавидите анимацию на веб-сайтах — даже в этом случае вас могли бы заинтересовать последние две главы книги.

Какой интересующийся историей пиктограмм в интерфейсах программного обеспечения упустит возможность узнать побольше о мэтрах пиктограммостроения — Сьюзен Каре и Кате Римми? Сьюзен Каре — кроме всего прочего, автор первых пиктограмм MacOS. Катя Римми — менеджер по пользовательскому интерфейсу в компании Adobe Systems. Безусловно, эти 12 страниц — наиболее ценная часть книги. И она была бы ещё ценнее, если бы не досадные ляпы. Например, автор пишет, что «таланты её (Сьюзен) так же востребованы сейчас, как и в прежние годы. IBM воспользовалась услугами Сьюзен для работы над своей следующей после OS/2 операционной системой.» Оригинальное английское издание книги вышло в 2001-м году. Последняя версия OS/2 вышла, дай бог памяти, в 1996-м, после чего IBM отказалась от попыток завоевать рынок настольных операционных систем.

Последняя глава посвящена сугубо практическим вопросам — оптимальные углы для пиксельных линий, палитры, маски прозрачности и многое другое — полезное и не очень. Автор вполне добросовестно демонстрирует все этапы создания пиктограммы для вымышленного приложения. Нет смысла пытаться оценить талант автора как наставника начинающих дизайнеров, поскольку всё равно перевод книги безнадёжно опоздал. Ибо с приходом MacOS X и Windows XP настала эра пиктограмм векторных.

Резюме: не рекомендую тратить деньги.

Условия использования

Данные материалы можно использовать в некоммерческих целях, с обязательным указанием автора.

Комментарии

Из этой же серии есть книга про веб-дизайн. Говно еще то. Писал ее како-то журналист и всем рекомендовал пользоваться FrontPage чтобы не тратить время на написание кода в ручную.

Ответить Андрюха, 16 августа 2006

Из этой же серии есть книга про диаграммы. Сделана отлично.

Ответить Четверолапый, 11 декабря 2008

да, читал, когда не был искушен, очень понравилась тогда. Крупицы разумного и практического есть. Мне кажется, в большинстве книг так.

Ответить @HerrMad, 3 ноября 2011

Напишите комментарий

Вы можете использовать ваш twitter или facebook. Для этого вам нужно будет авторизоваться на одном из этих сайтов, после чего вы сможете оставлять комментарии.

Connect with Facebook

Если у вас есть OpenID (например, myopenid.com), воспользуйтесь им для авторизации.

Авторизуйтесь при помощи аккаунта Турбомилк. Вы также можете зарегистрироваться на нашем сайте.

Закрыть