Блог: статьи

Три аспекта дизайна по Дональду Норману

Егор ГилёвАвтор: Егор Гилёв
11 февраля 2006

Пару часов назад на стадионе «Олимпико» в Турине был зажжен огонь ХХ Зимних Олимпийских игр. Хороший повод вспомнить о пиктограммах, которые применяются вне компьютерных интерфейсов. По традиции, для каждой олимпиады разрабатывается уникальный набор пиктограмм, обозначающих виды спорта, благодаря чему мы имеем замечательные иллюстрации разных подходов к решению одной и той же дизайнерской задачи.

Дональд Норман в книге «Emotional Design» выделяет три аспекта дизайна: интуитивный (visceral), поведенческий (behavioral) и рефлексивный (reflexive).

Интуитивный дизайн так называется не потому, что предполагает неосознанное поведение дизайнера. Тут имеется в виду интуиция потребителя. Интуитивный дизайн полагается на базовые, биологически заложенные в каждом из нас предпочтения, сформировавшиеся в результате эволюции рода человеческого. Если мы что-то называем просто красивым — чаще всего, это работает именно на интуитивном уровне. Оформление нынешней олимпиады в Турине как раз являет собой неплохой пример интуитивного дизайна. Официальные пиктограммы — белые на голубом фоне, но на странице Sports and Athletes сайта олимпиады мы можем увидеть их истинное лицо:

Фристайл   Конькобежный спорт   Хокей

Они похожи на огонь, на воду, на цветы. Сердце радуется! Голова отдыхает.

Поведенческий дизайн во главу угла ставит целесообразность, функциональность, удобство использования. Что это значит применительно к пиктограммам? Максимальная ясность визуального сообщения — минимальными графическими средствами. За примером нам не надо далеко ходить — всего лишь вернуться на 26 лет назад и вспомнить летнюю олимпиаду 1980 года:

Футбол   Плавание   Велоспорт

Интересующиеся могут освежить в памяти полный набор пиктограмм московской олимпиады на сайте «пиктомания». Мне остается только присоединится к характеристике, данной Сергеем Новиковым. Эти пиктограммы — настоящий шедевр инфографики.

Рефлексивный дизайн обычно несет в себе некий второй (третий, четвертый) смысл. Он призван пробуждать воспоминания, ассоциации, чувства — не интуитивные, а обусловленные культурой, менталитетом. Возьмем для примера пиктограммы последней летней олимпиады в Афинах:

Легкая атлетика   Стрельба из лука   Конный спорт

Это не просто изображения спортсменов. Это черепки древнегреческой посуды. Дизайнеры не упустили случая ненавязчиво напомнить, что Греция — это не только одна из беднейших стран Евросоюза, но еще и колыбель европейской цивилизации.

Конечно, любой дизайн — тем более хороший дизайн — не игнорирует полностью ни один из этих аспектов, а работает во всех трех измерениях. Но, как показывают вышеприведенные примеры, правильно расставленные приоритеты помогают достичь блестящих результатов.

Связанные записи

Условия использования

Данные материалы можно использовать в некоммерческих целях, с обязательным указанием автора.

Комментарии

очень полезная статья. обязательно применим эти знания на практике.

Ответить ФИВТ, 14 февраля 2006

+1 Четко просто доходчиво + замечательные примеры

Ответить ыфыф, 14 февраля 2006

Все же иконки московской Олимпиады великолепны

Ответить Dmitrii Dimandt aka Mamut, 15 февраля 2006

Хочу версию для печати.

Ответить synchro, 15 февраля 2006

Synchro, спасибо за дельное замечание. Сделаем обязательно.

Ответить yegor, 15 февраля 2006

Егор Гилёв, а сделайте это не ссылкой «версия для печати», а альтернативным стилем.

Ответить quazzmodo?, 15 февраля 2006

quazzmodo?, не стоит, это нечестно по отношению к пользователям.

Ответить synchro, 16 февраля 2006

synchro, почему??

Ответить quazzmodo?, 16 февраля 2006

Классная статья! Появилось желание сделать что-то навроде фирменного стиля… Это здорово, когда появляется желание творить.

Ответить Автомагазин «Мотор», 18 февраля 2006

Очень оригинальный подход к проблеме. Спасибо за то, что делитесь своими мыслями с другими людьми…

Ответить CMS, 1 марта 2006

CMS, оригинальные мысли принадлежат Дональду Норману, я лишь попробовал применить их к анализу пиктограмм олимпиад.

Ответить yegor, 1 марта 2006

Мне очень понравился стиль изложения! Очень понятно и очень привлекательно! Автору респект!

Ответить Nota Bene, 9 марта 2006

Напишите комментарий

Вы можете использовать ваш twitter или facebook. Для этого вам нужно будет авторизоваться на одном из этих сайтов, после чего вы сможете оставлять комментарии.

Connect with Facebook

Если у вас есть OpenID (например, myopenid.com), воспользуйтесь им для авторизации.

Авторизуйтесь при помощи аккаунта Турбомилк. Вы также можете зарегистрироваться на нашем сайте.

Закрыть