Блог: статьи

The Icon Book

Егор ГилёвАвтор: Егор Гилёв
7 февраля 2006

Изучая эволюцию пользовательских интерфейсов с начала 80-х годов прошлого века до наших дней, трудно избавиться от ощущения, что ремесло пиктограммостроения, едва успевшее приобрести черты инженерной науки (например, в интерфейсе Macintosh System 7), уже через несколько лет скорее можно отнести к изящным искусствам (Windows XP и MacOS X).

С некоторых пор внешняя привлекательность пиктограмм ценится выше, чем разборчивость и понятность. Может, причина в том, что разработчики программного обеспечения не смогли простить пиктограммам неоправдавшихся ожиданий, будто все слова в интерфейсах смогут быть заменены более понятными картинками? В 85-м году Apple призывала разработчиков всегда, когда это возможно, стараться заменять надписи пиктограммами. Теперь ошибочность такого подхода очевидна. Разочаровавшись в способности пиктограмм передавать смысл лучше слов, им стали отводить все более и более декоративные роли…

Но, наверное, основная причина того, что создание пиктограмм стало считаться в большей степени искусством, чем наукой — новые технические возможности. Казалось бы, наоборот, теперь-то наука пиктограммостроения вздохнет полной грудью. Благодаря большим размерам пиктограмм и антиалиасингу крохотные символы станут наконец-то разборчивыми и узнаваемыми, богатые палитры позволят активно использовать цветовое кодирование, и наступит всеобщее счастье. Увы, не в коня корм. На смену инженерам от пиктограммостроения пришли художники, и использовали открывшиеся возможности совсем по другому назначению. Интерфейсы Windows XP (а в ближайшем будущем — Vista) и MacOS X тому наглядные примеры.

Не подумайте, что я осуждаю дизайнеров пиктограмм Windows XP и MacOS. Мы сами — той же породы.

The Icon Book

На наше счастье, в темноте творческой свободы нам освещает путь книга, появившаяся как раз на рубеже эпох, в 1994-м году: в конце эпохи становления пиктограммостроения как науки и до начала эпохи пиктограммостроения как изящного искусства. Это книга Вильяма Хортона «The Icon Book». Советую прочитать ее всем, кто занимается созданием пиктограмм, или просто интересуется этой темой. Хортон разбирает механизм восприятия пиктограмм пользователем, классифицирует способы визуального отображения идей, учит формулировать грамматические правила для визуальных языков, делится опытом организации процесса разработки. Ничто из этого не устарело за 12 лет.

Стив Джобс говорил, что интерфейс должен быть привлекательным настолько, чтобы хотелось его лизнуть. Теперь, когда мы, кажется, уже испробовали все способы заставить пользователя лизнуть экран, маятник должен качнуться в обратную сторону. Наша задача — объединить наш талант создавать привлекательные картинки с бесценным опытом, который был накоплен инженерами-пиктограммостроителями более десяти лет назад.

Условия использования

Данные материалы можно использовать в некоммерческих целях, с обязательным указанием автора.

Комментарии

А где в России купить?

Ответить Anton, 7 февраля 2006

В том то и дело, что хватит качаться, то в сторону излишней красивости, которая мешает «читать» интерфейсы, то в сторону излишней схемотичности, которая в наше время не всегда оправдана. На самом деле мало хороших интерфейсов по обеим составляющим. Поэтому, на мой взгляд, нужно делать с одной стороны модные и стильные иконки (каких сейчас все-таки мало, интерфейсы захлестнули уродцы-подражатели стилю XP) с другой – без ущерба, а лучше в помощь юзабилити интерфейсов (таких интерфейсов тоже очень мало). Если иконки бесполезны или тем более мешают восприятию, их лучше убрать из интерфейса (этого многие не понимают, а жаль). А критерий правильного создания графических элементов интерфейсов один – тестирование юзабилити. И никакие книжки здесь не помогут, они могут только направить. Резюмируя. Тестируйте графические элементы, это последняя инстанция, это самое главное!

Ответить Евгений, 7 февраля 2006

Антон, я не думаю, что эту книгу можно купить где-нибудь в России. Amazon.com нас спасает.

Ответить yegor, 8 февраля 2006

Мне кажется, что противоречие между привлекательностью и разборчивостью во многом надумано. Было бы желание не превращать пиктограмму в иллюстрацию :)

В Windows XP и MacOS X графика решала, намой взгляд, несколько иные задачи. Стремясь увеличить количество пользователей, разработчики создавали прежде всего комфортабельную среду, способную привлечь для решения повседневных задач при помощи компьютера не только инженеров, но и профессионалов из других сфер человеческой деятельности. В интерфейсах стали во всю использоваться метафоры из обыденной жизни, а в пиктограммах стала цениться не столько информативность, сколько максимальная схожесть с метафорическим предметом.

Теперь, когда информационные технологии стали привычным инструментом для решения не только вычислительных задач, приоритет уверенно стал смещаться от визуальной привлекательности в сторону удобства использования. Это скорее поступательное движение вперёд, чем циклические колебания маятника. Что не может не радовать :)

Ответить Александр Голанов, 8 февраля 2006

Евгений, ваше заключение великолепно:

И никакие книжки здесь не помогут, они могут только направить.

Воистину, «не поможет порошок, и доктор не спасет» © Чистяков. Компас в лесу тоже «не поможет», он «может только направить».

Какую свежую мысль вы нам несете? О тестировании и тот же Хортон пишет, целая глава посвящена этому вопросу, но всякому овощу свое время и свое место.

Ответить yegor, 8 февраля 2006

Александр, я во многом соглашусь с тобой. Замечу только, что ценилась (ценится?) не сама по себе схожесть с метафорическим предметом, а именно привлекательность картинки. Фотографическая детализация в MacOS — просто один из способов добиться этой самой привлекательности. Дизайнеры пиктограмм Windows XP пошли другим путем (яркие цвета, слегка «мультяшные» формы).

Конечно, поступательное движение вперед… совмещенное с циклическими колебаниями вправо-влево. Твой анализ, собственно, это подтверждает, что не может меня не радовать :)

Ответить yegor, 8 февраля 2006

истина всегда по середине. хорошие у вас мысли. мне нравится.

Ответить opasny_tip, 7 мая 2009

Напишите комментарий

Вы можете использовать ваш twitter или facebook. Для этого вам нужно будет авторизоваться на одном из этих сайтов, после чего вы сможете оставлять комментарии.

Connect with Facebook

Если у вас есть OpenID (например, myopenid.com), воспользуйтесь им для авторизации.

Авторизуйтесь при помощи аккаунта Турбомилк. Вы также можете зарегистрироваться на нашем сайте.

Закрыть